Конституция Российской Федерации гарантирует каждому гражданину право на отказ от военной службы по убеждениям и замену ее альтернативной гражданской службой (АГС): "Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной слу жбы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой" (ст. 59 ч. 3). В Конституции закреплен также принцип ее прямого действия: "Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическ ую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.

Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации" (ст. 15 ч. 1); "Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов , деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправ ления и обеспечиваются правосудием" (ст. 18). Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе", на основании которого проводится призыв граждан на военную службу, также в нескольких местах предусматривает возможность замены военной службы на альтернативную гражданскую службу по убеждениям: "Граждане имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской службой в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом" (ст. 1 ч. 5), но др. федеральный закон об альтернативной гражданской службе, определяющий, в чем состоит эта служба, каков порядок и условия ее предоставления и прохождения, до сих пор не принят Государственной Думой.

Следовательно, нет и самой АГС как таковой.

Этот правовой вакуум, созданный и поддерживаемый Государственной Думой, на практике означает, что до принятия закона об АГС и организации этой службы в соответствии с этим законом каждый гражданин имеет гарантированное Конституцией право на отказ от военной службы по убеждениям, но не несет обязанности прохождения взамен альтернативной гражданской службы в силу отсутствия соответствующей правовой базы.